• Адрес:
    426057, Удмуртская Республика
    г. Ижевск, ул. В. Сивкова, 173
  • Телефон:
    +7 (3412) 78-45-13

Художественная керамика

Удмуртская традиционная керамика уходит своими корнями в эпоху неолита (V-III тыс. до н. э.), сосуды того времени имели полуяйцевидную форму, округлое или приострённое дно, слегка закрытую горловину. Изготовлена такая посуда была способом жгутового или ленточного налепа. Глиняное тесто состояло из шамота, песка и дресвы. 

Ананьинская глиняная посуда (VIII-III в. до н. э.) имеет весьма характерные особенности: в тесте содержится хорошо заметная примесь толчёной раковины; по форме это круглодонные невысокие чаши, как правило, с чётко профилированной верхней частью; поверхность хорошо заглажена, иногда с заметным лощением. Характерны также: размещение орнамента в верхней части сосуда, его горизонтальная зональность и преобладание в технике нанесения орнамента шнуровых отпечатков, оттисков гребенчатого штампа и ямок. Для ранних и поздних комплексов характерны гладкие шейки сосудов, в VII-V вв. до н. э. они дополнительно украшались налепами в виде «валиков» или «воротничков». На заключительной стадии развития Ананьинская керамика весьма скудно орнаментирована - только горизонтальный поясок из редких круглых ямок на шейке сосуда. 

В слоях этого же периода мы встречаем и мелкую глиняную пластику в виде фигурок. Это миниатюрные скульптуры геометрической формы либо довольно реалистичные антропо-зооморфные фигурки. Геометрические изделия представлены призматическими, конусовидными и цилиндрическими формами. На изделиях присутствует несколько способов орнаментации: ногтевые отпечатки, насечки, углублённый (прочерченный) декор. 

В период Пьяноборской общности (III в. до н. э.–V в. н. э.) выделяют глиняную посуду чегандинской культуры, которая хорошо известна по материалам могильников и поселений. Для изготовления посуды использовалась местная природная ожелезненная глина высокой пластичности. В глину добавляли измельчённые обломки раковин пресноводных моллюсков, шамот, сухую глину, кальцинированные кости. Часто использовался в качестве примеси птичий помёт. 

Поверхность сосудов подвергалась механической обработке: заглаживанию, лощению, выбиванию, обвариванию для придания сосудам особой прочности. По форме сосуды круглодонные с разной степенью профилированности верхней части или без неё. Орнаментирована посуда довольно скудно. Процент орнаментации колеблется от 38,5% посуды могильников до 47,2-60% сосудов с поселений. В основном украшена шейка сосудов одним горизонтальным рядом редких круглых или ромбических ямок, реже оттисками шнура, ногтей или гладкого штампа. В целом, орнамент керамики чегандинской культуры может отражать фазу ремиссии после ананьинской, перед новой фазой расцвета орнаментальных композиций, которая наступит после VI в. н. э. 

Верхнеутчанская культура (VI-IX вв. н. э.). На верхнеутчанских памятниках выделен местный тип керамики, обязанный своим происхождением чегандинско-мазунинскому типу. Посуда имеет низкую округлодонную чашевидную форму с разными вариантами оформления горловины: профилированную открытую и закрытую, а также непрофилированную прямостенную. Глиняное тесто содержит традиционные камские смеси: толчёную речную раковину, шамот, растительные остатки в разных сочетаниях. Однако, поверхность их не так тщательно заглаживалась, как в ананьинско-чегандинские времена. Орнамент нанесён по верхнему срезу горловины сосудов в виде насечек или одного, или нескольких рядов вдавлений различной формы по шейке. Около 40% посуды не орнаментировано. 

Чумойтлинская культура объединяет памятники удмуртского Прикамья X-XV веков, керамический материал этой культуры отражает происходившие в ней культурные процессы. Наряду с посудой продолжавшей местные ананьинско-пьяноборские традиции было ещё несколько вариантов: слабопрофилированная с ямками, цилиндрошейная, с шнуровой орнаментацией и чашевидная, скудно орнаментированная. Особый интерес представляет оригинальная группа керамики ручной выделки с округлым туловом и преимущественно цилиндрошейным или слегка закрытым горлом, содержащая в тесте примесь толчёной раковины. Её горловина украшена довольно плотным поясом из горизонтальных оттисков шнура, расположенных таким образом, что две парные линии имели противоположное направление, образуя своеобразные «косички». У основания шнурового пояса размещены различные варианты узоров, выполненных гребенчатым штампом. 

Чепецкая культура объединяет памятники бассейна Средней Чепцы IX-XV веков, глиняная посуда этой культуры толстостенна и приземиста, максимально расширена в придонной части. Довольно многочисленны сосуды с прямыми стенками и уплощённым дном, некоторые из них имеют ручки, глиняное тесто с примесью песка и мелкотолчёной раковины или без примесей, отсутствует орнамент. 

В настоящее время в Удмуртии можно выделить ряд специалистов занимающихся воссозданием данного вида ДПИ: Н. А. Рысьева (Алнашский район), Н. А. Иванова (Якшур-Бодьинский район), О. Е. Селивёрстова (Дебёсский район), Р. Р. Сысоева (г. Глазов), И. С. Пономарёва (г. Можга).


Изделия

Яндекс.Метрика