Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
  • Адрес:
    426008, Удмуртская Республика
    г. Ижевск, ул. В. Сивкова, 173
  • Телефон:
    +7 (3412) 78-38-78
    E-mail:
    priemnaya@decor.udmr.ru

Художественная обработка соломки

Известно, что солома наделялась особым магическим свойством: верили, что в ней заключена благотворная сила. Поэтому ценнейшим источником сведений о формировании и развитии ремесла и искусства плетения из соломы являются народные обряды. 

Наиболее богата в этом смысле жатвенная обрядность: «первый и последний сноп», венки для украшения головы жниц, «венки урожая», которыми отмечали завершение жатвы. Обрядовое творчество заложило основу соломоплетения. Основные ремесленные и художественные приёмы этого вида декоративно-прикладного искусства уходят своими корнями в глубокую древность. 

В статье «Живое искусство народа» Лобачевская О. А. исследуя древние обряды, связанные с использованием соломки в Европе, пишет: «Крестьяне верили, что дух хлеба (дух присутствует в последнем снопе хлебных злаков; чаще всего олицетворялся в образе человека), изгоняемый с поля во время жатвы, также может принять облик собаки, волка, зайца, петуха, или других животных. Например, немецкая жница, вязавшая последний сноп, делала из него «хлебного волка» - небольшое чучело, туловище которого было сделано из крепких стеблей, а хвост и грива из колосков». 

Технологии художественной обработки соломки пришли в наш край из немецкой среды. В «Энциклопедии земли Вятской Том 10. Ремесла», имеется статья М. И. Перминовой «Соломка и её превращения», где она приводит следующие данные: «для усовершенствования ремесла Вятское земство за свой счёт посылало несколько мастеров в Бурашево и Самару. Так, Мария Савиных была отправлена в одну из немецких колоний самарской губернии». Это сообщение даёт нам право думать, что основу соломоплетения заложили поволжские немцы. 

На территории Удмуртии не зафиксировано документально выполнение соломенных скульптурок животных. Обработка соломки чаще всего велась в бытовых нуждах. Что до традиционной пляшущей куклы – стригушки, то её использовали в качестве оберега от сглаза, защищавшего ребёнка во время игры. 

В статье Лигенко Н. П. «Нескучное ремесло» упоминаются лапти из соломы: «Непременной частью костюма удмуртов, как и у русских, были лапти… С трудом можно представить обилие разновидностей этой нехитрой крестьянской обуви. Так, лапти, плетёные из соломы – соломенники». 

Большое количество домашней утвари сплетённой из соломки спиралевидным плетением существовало на территории Удмуртии. И по сей день в некоторых деревнях Дебёсского района используют соломенные чаши под хранение лука, чеснока. В хорошем состоянии были найдены на территории Тольёнского и Зармедлинского поселения Дебёсского района соломенные чаши круглой и конусовидно усечённой формы, которые использовались для выпечки хлеба. 

В настоящее время, технологии художественной обработки соломки лучше всего воссозданы в: Малопургинском районе (Силантьева З. В.), Якшур-Бодьинском (Перевощикова О. С.), Дебёсском (Чермянина Е. А.) и в г. Ижевске (Иванова Н. Н.).


Изделия