Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
  • Адрес:
    426057, Удмуртская Республика
    г. Ижевск, ул. В. Сивкова, 173
  • Телефон:
    +7 (3412) 78-45-13

Традиционное ткачество

Ткачество на территории Камско-Вятского региона появилось в эпоху неолита (V-III тыс. до н. э.), о чём свидетельствуют находки глиняных и каменных пряслиц на памятниках того времени.

Искусству ткачества, скорее всего, предшествовал длительный период несложного ручного плетения полотен. Первые ткани, вероятно, изготавливались из грубых волокон, получаемых из крапивы или конопли. В последующие исторические эпохи совершенствовались технологии, усложнялись фактуры и цветовые решения.

О наличии узорного ткачества на территории расположения современной Удмуртии свидетельствуют сохранившиеся остатки орнаментированных пряслиц, маховиков от веретён, частей ткацкого станка, а также уцелевшие фрагменты тканей, найденных при раскопках Чепецких городищ (X-XIII вв.).

О широком применении ткачества в быту удмуртов имеются свидетельства и у этнографов-путешественников XVIII века. Известны наблюдения Н.П. Рычкова, писавшего: «Женщины прядут, ткут различные холсты, шерстяные сукна».

Изысканные, исключительно гармоничные по выбору узорного ряда, цветовому и ритмическому решению, фактурному богатству художественные изделия, выполненные традиционными техническими приёмами, создавались уже во второй половине XIX века именно удмуртскими мастерицами.

В XIX веке в Удмуртии изготавливался довольно разнообразный ассортимент холстов: отборный, рубашечный, подкладочный, хрящевой, мокридный, пробойный для судов и другие виды. Значительная масса произведённого холста шла «на домашнее потребление», однако, ткачихи выносили его и на рынок.

Нередко, изделия мастериц демонстрировались и на проводившихся в то время выставках. Так, на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года под рубрикой «образцы вотских тканей» экспонировались вещи 31 ткачихи Глазовского уезда. Взору посетителей было представлено более 50 красочных образцов рукоделий удмуртских женщин: достальная пестрядь, скатерти, полотенца с наконечниками, суконные клетчатые одеяла, рукава от шортдэрема.

Активной в то время была и торговля холстом. Например, только в 1910 году из Глазовского уезда сухопутным путём было отправлено 1 600 000 пудов холста на сумму 8 000 рублей.

Этнограф Г. Д. Фёдоров, посетив удмуртский край в 1915 г., писал, что обработка льна и конопли, и выработка из них тканей, представляет один из самых распространённых промыслов среди удмуртов Вятской губернии и, что каждая женщина «прядёт, ткёт…выбирает ковры и полотенца…или плетёт различные пояса». Изделия мастериц были неповторимы по технике изготовления тканей, их колориту и узорам.

В южных районах Удмуртии, помимо узорного многоцветного тканья, широкое развитие получило ковроткачество как в закладной, так и переборной технике. Ковры южных удмуртов относятся к безворсовым.

Среди тканых изделий северных удмуртов наиболее распространены вещи, выполненные в технике браного и многоремизного ткачества.

В художественном строе изделий удмуртских мастериц, заметны влияния свойственные русской традиции, с её, например, равномерной и детальной разработкой геометрического узора, с предпочтением красно-белых композиций.

Большой вклад в возрождение удмуртского ткачества и его современное развитие внесла А. В. Ядыгарова (Лауреат Премии Правительства РФ «Душа России», 2009 г.). Многочисленных учеников Альбины Вениаминовны можно встретить в любом уголке Удмуртии. Среди её успешных последователей такие мастера, как Л. И. Буянова, Н. Г. Мансурова, В. Н. Фардиева (г. Ижевск), Н. В. Измайлова (Алнашский район), Н. Р. Сидорова (Увинский район), Л. Н. Имполитова (Малопургинский район), Е. И. Виноградова (Якшур-Бодьинский район).

Гобелен, будучи привнесённым в Россию с Запада относительно недавно, не является традиционным направлением в удмуртском ткачестве. При этом он сумел обрести достойное место среди других видов декоративно-прикладного искусства, успешно развиваясь во многих районах Удмуртии. Как правило, сюжетами при создании гобеленов служат удмуртские сказки, мифы, легенды, традиции, сценки удмуртского быта.

У истоков зарождения искусства гобелена в Удмуртии (конец 70-х годов XX века) стояла супружеская пара Емельяновых - Герман Петрович и Елена Никитична. Оба окончили художественно-графический факультет Педагогического института (г. Ижевск). Первоначально жили и работали в Можге, затем в Ижевске. В своих работах Емельяновы стремились отобразить национальную тематику.

С начала 80-х годов прошлого века гобелен на территории Удмуртии получает широкое развитие.

Во многом это связано с именем такого мастера, как Повышева Людмила Евгеньевна, воспитавшая множество учеников. К их числу относится Турова Светлана Фёдоровна - доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Института искусств и дизайна УдГУ, член Союза Дизайнеров России, сумевшая поднять искусство создания гобеленов на более высокий уровень.

Тогда же в Ижевск - по распределению из Калининского художественного училища (г. Москва) - приехали супруги Чадины - Виктор Иванович и его жена Ирина, которые занялись совершенствованием гобелена на базе фабрики художественных товаров.

С открытием в Удмуртском государственном университете в тот период (конец 80-х годов) новой специальности – «Художественный текстиль», у приверженцев гобелена появилась возможность получать профессиональное образование.

В настоящее время наиболее известными в республике специалистами, работающими в технике гобелена, являются: Н. Г. Мансурова, В. Н. Фардиева (г. Ижевск), Н. Н. Токмина (Увинский район), Н. А. Иванова (Дебёсский район), В. Н. Корепанова (Игринский район).

Изделия

Яндекс.Метрика