Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
  • Адрес:
    426057, Удмуртская Республика
    г. Ижевск, ул. В. Сивкова, 173
  • Телефон:
    +7 (3412) 78-45-13

Удмуртские народные музыкальные инструменты

Материалы археологических раскопок доказывают, что музыкальные инструменты существовали у предков удмуртов уже в III–II вв. до н. э. Так, при раскопках городища Чеганда I пьяноборской (чегандинской) археологической культуры был найден уникальный свисток из зуба медведя, вероятно, связанный с охотой или входивший в число ритуальных инструментов. При раскопках могильников Мыдлань-шай и Красная Горка были найдены два варгана, относящиеся к поломской культуре и датируемые VIII–X вв. н. э. (местное название варгана – ымкрезь). В археологической коллекции Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда хранится 57 манков, относящихся к чепецкой археологической культуре (IX–XIII вв. н. э.). Манок (чипсон), изготавливавшийся из бедренной кости соболя или куницы, использовался для охоты. 

В настоящее время практически не используются разнообразные инструменты, игравшие до недавнего времени большую роль в традиционном укладе жизни, исполнявшие разные функции (пеллян, шулан, тутэктон, тангыра, такыртон и другие). 

Удмуртские инструменты, которые имели собственно музыкальные функции, упоминаются учёными-исследователями в XVIII веке. Некоторые инструменты бытовали в среде удмуртов в аутентичной форме до XX в., например, такие как чипчирган и узьыгумы. В 1930 г. житель деревни Шаклеи Селтинского района И. А. Шабалин, изготавливавший эти инструменты и игравший на них, на Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности был награждён дипломом II степени. 

Наиболее любимым инструментом удмуртов был крезь – струнный щипковый инструмент. По преданию, дерево для крезя указывал ударом молнии сам Инмар (небесный бог). Все крези, изготавливавшиеся чаще всего самими «крезьчи» – исполнителями, – по конструкции примерно одинаковы: верхняя дека со струнами, имеющая полукруглый силуэт, и корпус – резонаторный ящик. Внутри корпуса, в большинстве случаев, установлено несколько резонаторных струн. 

В зависимости от назначения, крези имеют различные размеры и количество струн. Быдӟым крезь (великий крезь), имеющий большие размеры и большее количество струн (более 20), был культовым инструментом, который использовали во время общественных молений, обрядов. На небольших крезях играли во время праздников и гуляний. Один из крезей, хранящийся в Национальном музее Удмуртской Республики имени Кузебая Герда, использовался в начале XX в. для обучения в Центральной удмуртской школе, в селе Большой Карлыган. 

В Российском этнографическом музее имеется крезь из деревни Лудорвай, изготовленный в XIX веке Кузнецовым Димитрием. Другой крезь, из коллекции Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда, с 23 струнами, изготовил в начале XX в. (и сам на нём играл) житель деревни Старый Сентек Кузьма Тихонович Башенин. 

На свадьбах и гуляниях звучал инструмент кубыз, похожий на русский гудок (другие названия кубыза – куско крезь, коскан крезь). Фрагменты позднего варианта удмуртского кубыза были обнаружены в деревне Асан Кезского района, в 1987 году. С появлением недорогих фабричных скрипок традиция изготовления этого музыкального инструмента прервалась, однако исполнительская традиция жива. 

Была у удмуртов и волынка – быз (бызгетон). Инструмент состоит из резервуара, сшитого из телячьей кожи (шкуры) или из выделанного бычьего пузыря, и деревянных трубок с раструбами из коровьего рога. В музейных коллекциях хранятся инструменты, бытовавшие в северных районах Удмуртии. 

В различных обрядах использовались ударные инструменты: двусторонний удмуртский барабан дымбыр, бубен (бубень), изготавливавшиеся из дерева и кожи. 

В настоящее время удмуртские инструменты находят применение в творчестве музыкальных, фольклорных коллективов. 

Большой вклад в работу по воссозданию удмуртских музыкальных инструментов внёс С. Н. Кунгуров: благодаря его работе был возрождён инструмент крезь. Инструмент кубыз обрёл вторую жизнь благодаря деятельности Миклоша Дэметера. В настоящее время в Удмуртской Республике созданием удмуртских музыкальных инструментов занимается ряд специалистов: С. С. Трофимов (г. Воткинск), С. Г. Капустин (г. Ижевск), В. А. Широбоков (Якшур-Бодьинский район), Е. Ю. Бикузин (г. Ижевск), А. А. Кузнецов (г. Ижевск).


Изделия

Яндекс.Метрика