• Одежда удмуртов традиционно изготавливалась из следующих материалов: льна, конопли, хлопчатобумажных тканей, шерсти и меха. Ткачество на территории Удмуртии существует очень давно: уже в позднем палеолите имеются его элементы. На раскопках памятников ананьинской и пьяноборской культур были найдены остатки ткани из шерсти и растительных волокон, а так же пряслица, надеваемые на конец веретена при прядении. На Чепецких городищах XI-XIII вв. также найдены пряслица, и остатки ткацких станков, что бесспорно доказывает наличие производства домотканых тканей.

    Работы по изготовлению одежды были в обязанностях женщин. Н. Рычков, наблюдавший удмуртов во второй половине XVIII в., писал, что «женщины прядут, ткут различные холсты, шерстяные сукна и вышивают полотна шёлковыми фигурками...».

    Традиционный национальный удмуртский костюм служил не только украшением, но и символической защитной оболочкой от внешних неприятностей. Самые древние удмуртские одежды имели фасон, похожий на современные туники — покрывающие все тело свободные одежды в форме мешка с отверстиями для головы и рук. В одежде удмуртов вплоть до ХХ в. преобладали ткани домашнего производства: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством позволило удмуртам использовать в качестве сырья для тканей овечью шерсть.

    Только зажиточная удмуртская верхушка в XVIII-XIX вв. носила одежду, сшитую из бухарских и фабричных тканей.

    В конце - начале ХХ в. изготовление тканей домашнего производства приняло характер ремесла. Есть свидетельства, что «вотская сукманина и пестрядь» по тонкости, яркости красок и дешевизне были вне конкуренции.

    Великолепный удмуртский народный костюм в том виде, в каком он дошёл до наших дней, т.е. украшенный вышивкой и художественным ткачеством, щедро усыпанный бусами, монетами, привесками, дополненный широкими браслетами, серёжками и кольцами, окончательно сложился в XIX в.

    В настоящее время выделяют несколько костюмных комплексов удмуртов (по С. Х. Лебедевой):
    СЕВЕРОУДМУРТСКИЙ
    • Нижнечепецкий (косинский вариант);
    • Нижнечепецкий (слободской вариант);
    • Верхнечепецкий.
    ЮЖНОУДМУРТСКИЙ
    • Собственно южноудмуртский;
    • Завятский;
    • Закамский;
    • Бавлинский.
    ЦЕНТРАЛЬНОУДМУРТСКИЙ (Срединные удмурты)
    • Шарканско-якшурбодинский;
    • Калмезский.
    БЕСЕРМЯНСКИЙ
    • Собственно-бесермянский.

    Наиболее ярко принципы декорирования традиционного костюма появились в женской одежде северных удмуртов, сохранившей до наших дней существенные черты древнеудмуртского костюма и его строгую орнаментацию.

    Цветовая гамма национального удмуртского костюма состоит из белого, серого, коричневого и красного цветов, а также цветов охры и индиго. Красители удмуртские ремесленники получали из минералов и растений, а со временем они начали использовать анилиновые красители, которые ввозили торговавшие с Удмуртией тюрки. В северных удмуртских районах одежды декорировались скромнее, в их оформлении преобладали белый и серый цвета. В южных краях цвета были более пестрыми и насыщенными.

    С течением времени национальный удмуртский костюм начал терять популярность, а домотканые ткани постепенно заменили фабричные. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время обрели историческую ценность.
    Изделия