ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И РЕМЁСЕЛ
  • Ткачество на территории Камско-Вятского региона появляется в эпоху неолита (V-III тыс. до н.э.). Свидетельством возникновения ткачества в неолите являются находки глиняных и каменных пряслиц на памятниках того времени....
    Подробнее
  • Традиции гобелена пришли в Россию из европейских стран, и относительно недавно, в советскую эпоху, завоевали почётное место среди других видов декоративно-прикладного искусства Удмуртии. Сюжетами для создания...

    Подробнее
  • Узорное вязание было издавна известно удмуртам, однако оно играло более скромную роль в их народном творчестве, нежели ткачество и вышивка. Материалом для изготовления вязаных изделий служила овечья шерсть...
    Подробнее
  • О существовании вышивки в ананьинскую эпоху (VIII—III вв. до н.э.) можно судить по сохранившимся памятникам тех времён. Так, судя по изображению мужчины на одной из стел, мы видим украшенные вышивкой штаны, а рассматривая глиняную женскую фигурку...
    Подробнее
  • Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов») — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани...
    Подробнее
  • Народная игрушка разнообразна, для её изготовления применяются различные технологии и материалы: соломка, дерево, ткань, мочало, глина, береста и др. Краткое описание и зарисовки удмуртских игрушек впервые сделаны в конце XIX в...
    Подробнее
  • Временем и местом рождения костюмной куклы можно считать средневековую Францию. Именно в ту эпоху появляются куклы-манекены, которые возили по городам Европы, демонстрируя новинки парижской моды. Мягкие игрушки, в том числе куклы...
    Подробнее
  • Одежда удмуртов традиционно изготавливалась из следующих материалов: льна, конопли, хлопчатобумажных тканей, шерсти и меха. Ткачество на территории Удмуртии существует очень давно: уже в позднем палеолите имеются его элементы...
    Подробнее
  • Интерес к стилизованному народному костюму появился с создания сценических костюмов для ансамблей, самодеятельных коллективов. Профессиональный интерес художников и модельеров к разработке...
    Подробнее
  • Художественная обработка войлока
    Войлочные изделия в древности не отличалось богатым ассортиментом. Валяная шляпа с полями – неотъемлемая часть традиционного удмуртского мужского костюма. Валяли шляпы из чёрной или белой шерсти, украшали...
    Подробнее
  • Роспись, встречаемая в этнографических образцах XIX-XX вв. на территории Удмуртии, родственна росписи Вятской губернии и называется «ӟуч пужы» (русский узор). Основными предметами росписи у удмуртов были: сундуки, резные деревянные...
    Подробнее
  • Удмуртская традиционная керамика уходит своими корнями в эпоху неолита (V–III тыс. до н.э.), сосуды того времени имели полуяйцевидную форму, округлое или приострённое дно, слегка закрытую горловину. Изготовлена такая посуда была способом...
    Подробнее
  • Человек, ещё на заре своего существования, со времён палеолита, занимался обработкой древесины, в первую очередь это были заострённые древесные охотничьи копья. В эпоху неолита в Камско-Вятском междуречье...
    Подробнее
  • Жизнь удмуртского народа тесно связана с лесом. Испокон веков удмурты использовали для своих нужд бересту. Они хорошо знали, где, когда и каким способом лучше всего добывать бересту, как её обрабатывать...
    Подробнее
  • Плетение из лыка – внутренней части коры липы – применялось в плетении лаптей, которые были непременной частью быта. Старались заготовить весеннее лыко, но использовалось в работе и осеннее...
    Подробнее
  • Подробнее
  • Художественная обработка лозы
    В 70-е гг. XIX в. крестьяне унинской волости Глазовского уезда занимались плетением шляп и корзин из лозы. Позднее промысел освоили крестьяне Порезской волости. В этот же период промысел по плетению дорожных корзин...
    Подробнее
  • Плетение из сосновой щепы, которую также называют «лучиной» пли «дранкой», как ремесло, имеет очень долгую историю. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, от отцов к сыновьям...
    Подробнее
  • Известно, что солома раньше в представлении людей наделялась особым магическим свойством. Поэтому основным источником сведений о формировании и развитии ремесла и искусства плетения из соломы являются...
    Подробнее
  • Ещё с эпохи палеолита материалом для различных изделий у прикамских народов служила кость. В ходе раскопок городищ ананьинского периода (VIII–III вв. до н.э.) были найдены великолепные образцы...
    Подробнее
  • В эпоху энеолита для добычи меди использовали месторождения медистых песчаников по руслам рек – Камы, Белой, Вятки, Волги. Зуево-Ключевские поселения и могильник были оставлены...
    Подробнее
  • В XIX в. столярно-токарное ремесло было уже широко распространено. Столяры изготавливали различную домашнюю утварь, мебель. В подворной описи 1871 г. указывается, что изготовление простой крестьянской мебели: столов, стульев, комодов и т. д. началось...
    Подробнее
  • Бондарное ремесло уходит корнями в глубокую древность. Ассортимент изготавливаемой продукции к XIX в. был довольно разнообразным. Всегo бондарей к концу XIX в. в Удмуртии насчитывалось 2050 человек, из них 380 удмуртов. Лучшие сорта бочек, кадок...
    Подробнее
  • Материалы археологических раскопок доказывают, что музыкальные инструменты существовали уже у предков удмуртов. Так, при раскопках городища Чеганда пьяноборской (чегандинской) археологической культуры...
    Подробнее
  • Подробнее